Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - центр развития ребенка детский сад № 11 "Родничок"
|
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.АВТОР: ПЛУЖНИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНАОпытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста. В детских садах экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.) Предлагаю коллегам систему работы по развитию оптыно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса. 2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования. 3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи). 4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы. 6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
1. Постановка исследовательской задачи. 2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6. Распределение детей на подгруппы. 7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
Предметно-пространственная среда для экспериментирования
В мини-лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и мкость для песка и воды и т.д.)
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п. 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки. 3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые 4. Пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.) 5. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
1. Бусинки, пуговицы, Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 2. Пластиковые бутылочки разного размера. 3. Разноцветные прищепки и резинки. 4. Камешки разных размеров. 5. Винтики, гайки, шурупы. 6. Пробки. 7. Пух и перья. 8. Фотопленки. 9. Полиэтиленовые пакетики. 10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 11. Спилы дерева. 12. Вата, синтепон. 13. Деревянные катушки. 14. Киндер-сюрпризы 15. Глина, песок. 16. Вода и пищевые красители. 17. Бумага разных сортов. Содержание исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: · Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.) · Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. · Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. · Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д). 3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О предметном мире. 5. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
1. «Узнаем, какая вода» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением. 2. «Поиграем с ветерком» Цель: обнаружить движение воздуха в природе. 3. «Что в коробке» Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки. 4. «Глина, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
1. «Горячо-холодно» Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).
Февраль
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
Цель: развивать представление о весе предметов.
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» – это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным. Май
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
30 марта 2017 в 11:20
Прикреплённые файлы:Документ: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Описание файла:Файл называется: opytno-yeksperimentalnaja-dlja-malyshei_ha0ps.docx Это официальный файл организации «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - центр развития ребенка детский сад № 11 "Родничок"», в нём содержится Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.. Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.