Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - центр развития ребенка детский сад № 11 "Родничок"

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

 АВТОР: ПЛУЖНИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми

младшего дошкольного возраста.

В детских садах экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совместная  деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Предлагаю коллегам систему работы по развитию оптыно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.


Примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.

5. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

6. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.



 

 

Предметно-пространственная среда для экспериментирования


Организация мини-лаборатории в детском саду

В мини-лабораториях может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и мкость для песка и воды и т.д.)


Приборы и оборудование для мини-лаборатории.

1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые

4. Пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)

5. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.


Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1.  Бусинки, пуговицы, Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

2.  Пластиковые бутылочки разного размера.

3.  Разноцветные прищепки и резинки.

4.  Камешки разных размеров.

5.  Винтики, гайки, шурупы.

6.  Пробки.

7.  Пух и перья.

8.  Фотопленки.

9.  Полиэтиленовые пакетики.

10.  Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

11.  Спилы дерева.

12.  Вата, синтепон.

13.  Деревянные катушки.

14.  Киндер-сюрпризы

15.  Глина, песок.

16.  Вода и пищевые красители.

17.  Бумага разных сортов.

Содержание исследовательской деятельности

детей младшего дошкольного возраста.

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в  ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам  рекомендуется решать следующие задачи:

· Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его  обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах  и  т.д.)

· Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

· Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

· Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со  снегом и т.д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
О способах исследования объекта.

4. О предметном мире.

5. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления  или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).


Перспективное планирование опытов и экспериментов


Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней  растворяются вещества).


2. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение  воздуха-это ветер.


3. «Поиграем с солнышком»

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или  темные),  где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).


Октябрь


1. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные  предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь


1. «Волшебные дощечки»

Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . «Легкий - тяжелый»

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять  вес предметов и группировать предметы по весу.


3. «Найди по звуку»

Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество  глины (мягкость, пластичность, степень  прочности) и свойства (мнется,  бьется, размокает).


Декабрь

1. «Горячо-холодно»

Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»

Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь

самый твердый предмет.


3. «Окрашивание воды»

Цель: выяснить свойства воды (вода  прозрачная, но может менять свою  окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).


4. «Снег, какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый,

холодный, липкий, тает в тепле).


Январь


1. « Игры с соломинкой»

Цель:  дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его  легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.


2. «Снег. Какой он?»

Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)


3. «Как  из  снега  получить  воду»

Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает  в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»

Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких  температурах).


Февраль


1. «Изготовление цветных льдинок»

Цель: познакомить с одним из свойств воды.


2. «Мороз и снег»

Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры  воздуха.

3. «Свойства льда»

Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед  тает), учить устанавливать простейшие закономерности.


4. «Ветер по морю гуляет»

Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить  различать его силу.


Март


1. «Плавает-тонет»

Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются  на поверхности воды, другие тонут)


2. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).


3. «Посадка лука»

Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия  света и воды для роста и развития растений.


4. «Поплывет не поплывет»

Цель: развивать представление о весе предметов.


Апрель


1. «Здравствуй, солнечный зайчик»

Цель: дать представление о том, что «солнечный  зайчик» – это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.


2. «Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в  воду.


3. «Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру  поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).


4. «Что в пакете»

Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может  быть холодным, теплым, влажным.

Май


1. «Спрячь пуговку»

Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая,  прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.


2. «Пирожки для Мишки»

Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.


3. «Сравнение песка, почвы и глины»

Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.


4. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает,  горит).


30 марта 2017 в 11:20

Прикреплённые файлы:

Документ: Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Описание файла:

Файл называется: opytno-yeksperimentalnaja-dlja-malyshei_ha0ps.docx

Это официальный файл организации «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - центр развития ребенка детский сад № 11 "Родничок"», в нём содержится Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста..

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.